[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Καλαβρύτων κα Αἰγιαλείας], епархия Элладской Православной Церкви, охватывает вост. часть нома Ахея (Пелопоннес). Кафедра находится в г. Эйо, митрополичий собор на месте раннехрист. базилики посвящен Пресв. Богородице Фанеромени (архит. Э. Циллер, 1898-1914, фрески выполнены С. Папаниколау (1960), иконы - К. Фанеллисом (сер. XIX в.)). Летняя резиденция митрополита расположена в Калаврите. Митрополичий собор Калавриты, построенный в 1730-1750 гг., был сожжен Ибрагим-пашой (1827), новое здание разрушено немцами в 1943 г. Существующий в настоящее время собор сооружен в 1946 г.
Значительная часть К. и Э. м. в средние века входила в состав епископии Керницы (близ совр. Ано-Диакофто), возникшей на месте античной Буры. Епископская кафедра, видимо, была учреждена в XIII в.: в списке XIII в. (Sinait. gr. 1117) 13-й нотиции епархий К-польского Патриархата указана епископия Керницы, подчиненная Патрской митрополии, при том что она отсутствовала в списке этой нотиции кон. XII - нач. XIII в. (Athen. 1371). Первое упоминание о епископе Керницы, происходившем из рода Малотара, относится к 1316 г. В 1377/78 г. была предпринята попытка возвести эту епископию в ранг митрополии, но данное решение К-польского Cинода не было признано Патрским правителем деспотом Иоанном Кантакузином (внуком имп. Иоанна VI Кантакузина), в результате чего в 1381 г. Матфея, митрополита Керницы, перевели на Янинскую кафедру, а епархия Керницы осталась епископией, подчиненной Патрскому митрополиту. В 1654 г. К-польский патриарх Паисий I преобразовал епископию Керницы в архиепископию. В 1711 г. епархия стала именоваться архиепископией Керницы и Калавриты с архиерейской резиденцией в Калаврите.
Калаврита возникла близ древнего г. Кинефа (Кинайфа), входившего в Ахейский союз. В 220 г. до Р. Х. город был разрушен этолийцами, но впосл. восстановлен римлянами и находился под покровительством имп. Адриана. Кинефа была разорена готами, а затем славянами. Топоним Калаврита появился в лат. документах после захвата К-поля крестоносцами (1204). Это название слав. происхождения (kolovrat, т. е. водоворот - Vasmer M. Die Slaven in Griechenland. Lpz., 1970. P. 134. (Subsidia Byzantina; 4)). В 1205 г. была создана Калавритская барония с 12 рыцарскими феодами, центром к-рой стала крепость (ныне Кастро), построенная в 1208 г. над Калавритой. В течение короткого времени (с 1270-1274 гг. до кон. XIII в.) Калаврита находилась в составе Византийской империи. Затем баронами Калавриты были члены рода де Ла Тремуй, а в 1330 г. этот город вошел в состав владений деспота Мистры. В 1400 г. деспот Феодор I Палеолог продал Калавриту с окрестностями рыцарям-иоаннитам, но через 4 года она была возвращена в состав Морейского деспотата. В 1460 г., после героической обороны, Калаврита была взята турками. В 1687-1715 гг. Калавритой владели венецианцы, а затем она снова перешла к туркам. В 1769 г. горожане приняли участие в антитур. восстании под рук. Даниила, архиеп. Керницы и Калавриты, П. Заимиса, вел. эконома Калавриты Панайоту и семьи Петимезасов. 21 марта 1821 г. в монастыре Святая Лавра (Агия-Лавра) близ Калавриты было провозглашено начало национально-освободительного восстания и 25 марта город был освобожден от турок. Во время греч. национально-освободительной революции (1821-1829) Калаврита дважды разрушалась войсками Ибрагим-паши.
В 1833 г. епархии на территории Греческого королевства вошли в состав Элладской Православной Церкви, архиепископия Керницы и Калавриты была переименована в Кинефскую епископию в честь древнего г. Кинефа, но это название не прижилось, и с 1840 г. она стала называться Калавритской, а с 1852 г.- Калавритской и Эйялийской (по названию административно-территориальной единицы - епархии Эйялия). В 1922 г. Калавритская и Эйялийская епископия получила статус митрополии. В 1943 г. за участие местных жителей в партизанском движении нем. солдаты казнили всех мужчин Калавриты.
Что касается нынешнего центра К. и Э. м.- Эйо, то существовавшая там в ранневизант. период епископская кафедра была вскоре упразднена. Считается, что основанный пеласгами Эгий (ныне Эйо) получил название в честь козы Амалфеи, вскормившей своим молоком младенца Зевса (αἴξ - коза). Город был политическим и религ. центром Ахейского союза, собрания к-рого проходили в храме Зевса. После захвата Эгия римлянами в 146 г. до Р. Х. город стал приходить в упадок. В 267 г. Эгий был захвачен готами, в 395 г. разрушен Аларихом. Известно, что среди участников Вселенского V Собора был Эгийский епископ Пасхалий (553). В 3-й нотиции К-польского Патриархата (составлена между 787 г. и кон. IX в.) в числе епархий, подчиненных Коринфу, названы епископии ᾿Εδίου, Βύρας и Κλήτου, к-рые Ж. Даррузес отождествил с Эгием, Бурой и Клитором. После заселения этой местности славянами Эгий стал именоваться Востицей. В 1205 г., после захвата крестоносцами, Востица стала центром одной из 12 бароний Мореи. До 1359 г. баронами Востицы были представители рода Шарпиньи, затем она перешла к титулярной лат. императрице К-поля Марии, а в 1363 г.- к флорентийцу Нерио I Аччаюоли (впосл. герцог Афинский), к-рый в 1391 г. отдал ее в качестве приданого своей дочери Франчески графу Лефкады Карло I Токко (впосл. эпирский деспот). Династия Токко владела Востицей до 1422 г. В 1430 г. город был присоединен к владениям морейских деспотов, в 1458 г. был захвачен турками, в 1463 г.- венецианцами, в 1470 г.- снова турками. Во время недолгого господства венецианцев (1687-1715) в Востице была учреждена епископская кафедра, на которую назначен провенецианский архиерей, подчиненный Коринфскому митрополиту. В 1769 г. в связи с участием в антитур. восстании Востица была разграблена турко-албанцами, в 1821 г. город дважды поджигался Мустафа-пашой, а в 1826 г. был разрушен Ибрагим-пашой.
Действующий митр. Амвросий (Ленис) ведет активную социальную, просветительскую и благотворительную работу, в т. ч. он основал дома престарелых «Каллиманопулион» в Калаврите и «Св. Харалампий» в Эйо, школу для детей с ограниченными возможностями, столовую для бедных в Эйо, 2 молодежных центра, церковный музей в Эйо. Митр. Амвросий является автором более 20 работ на богословские (нравоучительные и антиеретические), исторические и социальные темы.
В 1965 г. в К. и Э. м. насчитывалось ок. 100 приходских храмов, в наст. время (2012) - 155 приходских храмов, 2 парекклисиона, 500 экзоклиссионов, 1 кладбищенский храм, 2 домовые церкви и 13 монастырских храмов (Δίπτυχα. 2012. Σ. 585).
В епархии 14 действующих монастырей: 8 мужских - Мега-Спилео (основан в 361), Святая Лавра (Агия-Лавра, основана в 961), св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. арх. Михаила и Гавриила, старый мон-рь основан ок. 1415-1420 прп. Леонтием (ок. 1377-1452), новый мон-рь - в нач. XVII в.) у подножия горы Клокос, Св. Троицы на месте античной Буры (основан в 1396 на развалинах храма богини Геи, закрыт в 1945, восстановлен в 1981), Макеллария близ с. Лапанайи (по преданию, основан в 532 Велисарием, полководцем имп. Юстиниана I, восстановлен в 1784), св. Феодоров близ городка Ароания (основан в XI в.), свт. Афанасия Великого близ Клитории (основан в 1763), св. Апостолов близ с. Перитори (основан в нач. XVII в.), и 6 женских - Успения Пресв. Богородицы, или Пепеленица (по одной версии, основан в 1-й пол. (четв.?) XV в. Феодорой из рода Палеологов, матерью прп. Леонтия, по другой - Еленой Драгаш († 1450), женой визант. имп. Мануила II), Св. Троицы близ Акраты (основан в 1706), Благовещения Пресв. Богородицы, или Евангелистрия, близ г. Дафни (основан в XI или XIV в., восстановлен в 1679), вмч. Георгия Победоносца близ с. Манеси (основан в 1845), ап. Иоанна Богослова близ с. Верино (основан в XVIII в.), свт. Николая Чудотворца близ с. Ано-Власия (основан в 1892).
Недействующие монастыри: свт. Николая Чудотворца близ античной Буры и Пресв. Богородицы Фанеромени близ Ароании, к-рый был основан ранее XI в. (предположительно в VIII в.), отстроен в 1616 г., закрыт во время реформ кор. Оттона, существующий ныне храм был воздвигнут в 1966 г.
Места паломничества: церкви Пресв. Богородицы Трипити (Τρυπητή) в Эйо и Пресв. Богородицы Платаниотиссы в Платаньотиссе. Икона Божией Матери Трипити была обретена ок. 1550 г. недалеко от Эйо в пещере прибрежного утеса. Благодаря исходившему от нее свету спасся потерпевший кораблекрушение моряк. В пещере была устроена церковь, к которой в XIX в. пристроили еще один храм, фасад к-рого напоминает ц. Евангелистрии на Тиносе. Помимо множества исцелений заступничество иконы Божией Матери Трипити проявилось в чудесном спасении Эйо от бомбардировок во время второй мировой войны. История иконы Божией Матери Платаниотиссы связана с иконоборческим периодом. По преданию, иноки мон-ря Мега-Спилео, оставившие обитель, чтобы скрыть чудотворную икону, заночевали в полости ствола огромного платана. Когда утром они собрались продолжить путь, оказалось, что образ Божией Матери Мегаспилеотиссы отпечатался на стволе, к к-рому была прислонена икона. Впосл. в дупле платана была устроена церковь.
Святые, особо чтимые в митрополии: прп. Алексий, человек Божий (покровитель Калавриты, его честная глава хранится в мон-ре Святая Лавра), прмч. Павел (пам. греч. 22 мая, уроженец Ароании), преподобные Симеон, Феодор и Евфросиния (пам. греч. 18 окт., основатели мон-ря Мега-Спилео), прп. Леонтий (пам. греч. 11 дек., ктитор мон-ря св. Таксиархов). Чтимые иконы - Мегаспилеотисса и Макеллария.
Епископы Керницы: представитель рода Малотара (упом. 1316), Матфей (упом. 1377/78-1381), Иоанн (упом. 1510), Неофит из Афин (упом. 1555), Феодосий (упом. 1578), Арсений Пахииоаннис (ранее 1582-1594), Нектарий (1594-?), Леонтий или Лев (ок. 1600), Илия (ок. 1610), Парфений Лампардопулос (1622-1639; ранее митрополит Фиванский, впосл. митрополит Патрский), Арсений (1639-1654).
Архиепископы Керницы: Константин (с 1654), Леонтий (упом. 1690).
Архиепископы Керницы и Калавриты: Илия Миниатис (1711-1714), Парфений (Балкурас) (1714 - после 1723), Даниил (1727 - после 1770; ранее митрополит Патрский), Парфений (упом. 1776), Серафим (упом. 1779), Кирилл (упом. 1785-1794), Прокопий (до 1801-1824), Григорий (1826-1828; бывш. епископ Эвдоксиадский), Мелетий (1828-1830), Варфоломей (Пирунис) (1830-1833).
Епископы Кинефские: Варфоломей (Пирунис) (1833-1840).
Епископы Калавритские: Варфоломей (Пирунис) (1840-1852).
Епископы Калавритские и Эйялийские: Варфоломей (Пирунис) (1852-1861), Филофей (Икономопулос) (с 1861), Игнатий (1866), Евфимий (Александропулос) (1868(?)-1889(?)), вдовство кафедры (1889-1901), Филарет (Яннулис) (1901-1907), Харитон (Канеллопулос) (1907-1911), Тимофей (Анастасиу) (1912-1922).
Митрополиты Калавритские и Эйялийские: Тимофей (Анастасиу) (1922-1931), Феоклит (Панайотопулос) (1931-1944), Агафоник (1945-1956), Георгий (Пацис) (1957-1978), Амвросий (Ленис) (с 1978 по наст. время).